170 лет назад родился выдающийся мусульманский просветитель Исмаил Гаспирали
В этот день, 170 лет назад, 8 марта 1851 года, родился Исмаил Гаспирали, выдающийся татарский просветитель.
Исмаил Гаспирали (Гаспринский), (8 марта 1851, с. Авджикой, Крым — 11 сентября 1914, Бахчисарай, Крым) — татарский интеллектуал, просветитель, издатель, политик, общественный деятель, получивший известность и признание среди всего татарского и мусульманского населения Российской империи. Один из основоположников джадидизма и пантюркизма.
Родился в селе Авджикой Ялтинского уезда Таврической губернии (ныне Бахчисарайский район Крыма) в семье офицера Мустафы Али-оглу Гаспирали и его жены Фатма-Султан Темир-Гази-кызы (девичья фамилия Кантакузова). 19.04.1854 г. его семью утвердили в дворянском достоинстве. Исмаил Гаспирали получил домашнее образование, в начальной школе (мектебе), в Симферопольской казённой мужской гимназии, в Воронежском кадетском корпусе, а затем во 2-й Московской военной гимназии. Не окончив учёбы, вернулся в Крым, где стал учителем начальной школы. В 1871 г. уехал во Францию, где обучался в Сорбонне (Парижском университете). С 1874 по 1875 годы жил в Турции. Вернувшись в Крым, он был избран гласным (депутатом) Бахчисарайской городской Думы. С 13 февраля 1879 года по 5 марта 1884 года — городской голова Бахчисарая.
С 1879 году Исмаил Гаспирали предпринимал неоднократные попытки создать собственное издательство газет на общетюркском языке «Файдалы эглендже» (1879—1880), «Закон» (1881). С 10 апреля 1883 года Исмаилу Гаспирали разрешили издавать и редактировать первую российскую тюрко-славянскую газету «Переводчикъ-Терджиманъ». Она долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России, а с началом XX века старейшей мусульманской газетой в мире. Газета просуществовав почти 35 лет была закрыта захватившими власть большевиками 23 февраля 1918 года.
Через «Переводчикъ-Терджиманъ» идеи Исмаила Гаспирали распространялись в Крыму, Идел-Урале, Хивинском ханстве, Бухарском ханстве. Кроме того, газета распространялась в Персии, Китае, Турции, Египте, Болгарии, Франции, Швейцарии, США. И. Гаспирали не предполагал, что его газета более популярна среди иностранцев, нежели среди соотечественников.
Материалами издания И. Гаспирали пользовалась печать исламских народов: «Икдам», «Себах», «Гайрет», «Ватан», «Диккат», «Хидмет», «Агонк», «Заман», «Каир», «Нил», «Ахтер», «Наасури».
В 1886 году наладил издание рекламного приложения к газете «Переводчик-Терджиман» под названием «Листок объявлений». С конца 1905 года Гаспирали начал издавать первый крымско-тюркский журнал для женщин «Алеми Нисван» («Женский Мир»), редактором которого была его дочь Шефика. Это была третья попытка (первые две неудачные он предпринял в 1887 году — журнал «Тербие» (Воспитание), а в 1891 году приложение к газете «Переводчикъ-Терджиманъ» — «Кадын» (Женщина)). В 1906 году Исмаил Гаспирали добился разрешения на издание первого юмористического журнала на родном языке под названием «Ха-ха-ха». Позже он создал новый еженедельник — орган мусульманской фракции Государственной Думы Российской империи газету «Миллет» («Народ»).
В 1907—1908 годах в Египте Исмаил Гаспирали выпустил несколько номеров газеты «Аль Нахда» («Возрождение») на арабском языке. Сотрудниками издательства И. Гаспринского в разное время были выдающиеся деятели крымскотатарской культуры: Осман Акчокраклы, Мемет Нузет, Якуп Шакир-али, Усеин Шамиль Тохтаргазы, Абляким Ильмий, Асан Сабри Айвазов, Исмаил Лятиф-заде, Сеит-Абдулла Озенбашлы и др. За многолетнюю издательскую деятельность в 1908 г. к юбилею издательства в казанской типографии был изобретён именной типографский шрифт имени Исмаила Гаспирали.
С именем Исмаила Гаспирали связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока — джадидизм (новый, более светский метод обучения), которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер. И. Гаспирали были разработаны основы преобразования мусульманской этноконфессиональной системы народного образования. Его новые методы обучения с успехом применялись не только в Крыму, но и в Татарстане, Казахстане, Башкортостане, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Киргизстане, Азербайджане, Турции, Северной Персии и Восточном Китае. Им была написана и издана серия учебных пособий для национальных новометодных школ. Наиболее известным из них стал учебник «Ходжа и субъян» («Учитель детей»). С 1887 г. И. Гаспирали являлся членом Таврической учёной архивной комиссии.
В 1905 г. И. Гаспирали и его единомышленники создали мусульманскую либеральную организацию «Бутюнрусие иттифак аль муслимин» («Всероссийский союз мусульман»). Он был членом ЦК и непосредственно возглавил Крымское отделение «Иттифак эль муслимин». Осенью 1905 г. он и возглавляемое им отделение организации перешли на позиции «Союза 17 октября». И. Гаспирали был активным участником всех съездов «Иттифак эль муслимин». Среди крымско-татарских единомышленников И. Гаспринского известны: Исмаил и Амет Муфтии-заде, Мустафа Кипчакский, Асан Сабри Айвазов, Абдурахман Мемет оглу, Асан Тарпиев, Сулейман Крымтаев, Абдурешит Медиев, Рустам Ахундов, Ибраим Гурзуф, Али Булгаков, Аббас Корбек и др.
В 1907 г. И. Гаспирали предложил в Каире созвать Всемирный Мусульманский Конгресс, для объединения прогрессивных сил Востока на пути реформ и преобразований.
И. Гаспирали стоял у истоков Всероссийского профессионального союза полиграфических работников. И. Гаспирали распространял идеи организации многочисленных «Обществ воспомоществования бедным мусульманам», «Библиотечных обществ» и принимал участие в работе многих из них.
Мировоззренческие принципы и идеи И. Гаспирали основывались на основе либеральной идеологии, прогрессивного развития общества, дружбы народов, конфессиональной терпимости, неприятия радикализма.
И. Гаспирали — автор нескольких художественных произведений: роман «Французские письма», частью которого является утопическая повесть «Дар уль Рахат мусульманлары»; повесть — «Африканские письма — Страна амазонок»; рассказ «Арслан Кыз», новелл — «Горе Востока», эссе «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина», «Русско-Восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания» и некоторые другие. И. Гаспирали стал родоначальником многих литературных и публицистических жанров у крымских татар и других тюркских народов.
И. Гаспирали награждён орденами: бухарским «Золотой орден Восходящей Звезды» (III степени); турецким «Меджидие» (IV степени); иранским «Льва и Солнца» (IV и III степени) и «Медалью Санкт-Петербургского русского Технического общества» (бронзовая).
Источник: Татары